И.Метшин:
«Нужно, чтобы в это непростое время пандемии возможностей оказания
психологической помощи жителям Казани было больше»
Мэр города посетил
один из филиалов Центра психолого-педагогической помощи детям и молодежи
«Доверие».
(Город Казань KZN.RU, 26 октября,
Ксения Швецова). С начала года 38 тыс. казанцев воспользовались услугами Центра
психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Доверие». Психологи центра
круглосуточно оказывают поддержку горожанам как дистанционно – по телефону или
в онлайн-режиме, так и во время очных консультаций. На фоне пандемии количество
жителей, обращающихся за помощью, увеличилось. С работой центра «Доверие»
ознакомился Мэр Казани Ильсур Метшин, который сегодня посетил один из филиалов
учреждения в Вахитовском районе. Он пообщался с работниками центра и пообещал
помочь в решении ряда задач, в частности, обеспечить учреждение автомобилем для
оказания выездной помощи горожанам.
«Сейчас
непростое время, год выдался стрессовый из-за пандемии. Взрослым непросто
справляться со всеми проблемами, что уж говорить о детях и молодежи. Поэтому
очень важно развивать службу психологической помощи. Мы обязательно поработаем
над тем, чтобы возможностей оказания психологической помощи жителям Казани было
больше», – отметил И.Метшин.
На телефон доверия в год поступает порядка 15 тыс.
звонков
Центр
психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Доверие» создан в 1995 году, когда
в городе был организован телефон доверия. Позднее к центру присоединялись
филиалы. Сегодня в структуре организации 10 подразделений, расположенных в
каждом районе города. На сегодня это единственный в городе телефон доверия в
Казани, который принимает звонки от жителей в возрасте от 14 до 35 лет.
«С начала года
мы приняли более 10 тыс. звонков от горожан, а в целом за год обычно проводим порядка
15 тыс. телефонных консультаций, – рассказала директор центра «Доверие» Елена
Овчинникова. – Еще более 3,5 тыс. консультаций проходят очно в наших центрах».
На фоне пандемии
в центре стали развивать онлайн-консультирование с помощью мессенджеров и
видеозвонков – таким образом психологи провели уже более 250 индивидуальных
консультаций.
Центр работает
круглосуточно, посменно здесь трудятся 59 специалистов – это педагоги-психологи,
психологи, социальные педагоги, специалисты по работе с молодежью. И.Метшин
осмотрел рабочие кабинеты психологов-консультантов, которые принимают звонки,
поступающие на телефон доверия. Помимо основной горячей линии для взрослого
населения в центре организован детский телефон доверия.
«Как работают
психологи, коллеги из других служб, показала трагедия, случившаяся в гимназии
№175. После этого было много обращений за помощью, – рассказала Мэру
руководитель службы телефона доверия Виктория Тихонова. – Помню, как звонила
одна из учениц гимназии, которая плакала и боялась выходить из дома. Мы вывели
девочку из этого состояния, она после консультации пошла на улицу гулять с
мамой».
«Уже более 10
тыс. принятых за этот год звонков – это очень большая работа. Очень важное
направление», – прокомментировал И.Метшин.
Разговор с
руководителем службы телефона доверия прервался из-за поступившего на линию
звонка. Так как все разговоры строго конфиденциальны, глава города покинул
кабинет – в помещении может остаться только психолог, консультирующий звонящего.
На фоне пандемии стало больше обращений к психологам
из-за семейных конфликтов
На фоне пандемии
количество звонков от жителей Татарстана, нуждающихся в психологической помощи,
увеличилось в среднем на 50%, сообщил Мэру министр по делам молодежи РТ Тимур
Сулейманов, который вместе с ним посетил центр «Доверие».
Специалисты
казанского центра также отмечают изменения в тематике обращений за помощью. «Наблюдается
высокая напряженность в обществе. Когда началась история с ковидом, в семьях
стали чаще возникать конфликты и разногласия. Бывают даже случаи домашнего насилия»,
– рассказала Е.Овчинникова.
Мэр также
осмотрел кабинет супервизора – специалиста, который обучает других
консультантов.
У сотрудников
центра глава города поинтересовался, что могло бы сделать их работу
эффективнее: «Чем мы могли бы вам помочь, чтобы служба доверия развивалась?
Ведь помощь сейчас нужна всем – детям, подросткам, семьям, представителям
бизнеса, пострадавшим в пандемию».
По словам
сотрудников центра, зачастую рабочие смены длятся по 12 часов, поэтому им
требуется комфортное место для работы, а также оборудование, необходимое для
приема звонков.
«Есть мировая
практика работы психологов-консультантов телефона доверия. Они используют
медицинскую мебель, современные гарнитуры для звонков. Вы нам подскажите, а мы
постараемся вам помочь», – ответил Мэр.
Сотрудники
центра также обратили внимание на потребность в автомобиле для оказания
выездной помощи. Как отметила директор центра, порядка 50% очных консультаций
оказываются на базе филиалов центра, а еще 50% – это выезды к обратившимся в
различных ситуациях. Глава города пообещал помочь с решением этого вопроса.
Кроме того, для
развития центра необходимо открытие нового филиала в Советском районе города, сообщила
Е.Овчинникова. Помещение для этого уже есть, его площадь составляет 458 кв. м,
однако оно нуждается в капитальном ремонте. «Этот вопрос мы возьмем в работу», –
пообещал И.Метшин.
Психологи центра спасают семьи от распада,
наставляют трудных подростков и консультируют учащихся школ и вузов
Кроме
непосредственно оказания психологической помощи горожанам, оказавшимся в
трудной ситуации, сотрудники центра «Доверие» работают по другим направлениям.
К примеру, оказывают психологическую помощь и поддержку молодым семьям. Как
сообщила директор центра Е.Овчинникова, ежегодно в Казани заключается порядка
10 тыс. браков, из них 46% заканчиваются разводом. «Наши специалисты работают в
сфере медиации – это примирение разводящихся супругов. Благодаря этому 18% пар,
которых мы консультируем, приходят к примирению и сохраняют отношения», –
рассказала она.
Кроме того,
центр работает с подростками, которые находятся в конфликте с законом и состоят
на учете в уголовно-исполнительной инспекции. По словам Е.Овчинниковой, у тех,
кто проходит работу на базе центра, не случается рецидивов.
Также центр
развивает школьные службы примирения, задача которых – научить подростков примирять
своих сверстников в конфликтных ситуациях. «Это хорошая технология, которая
используется и в других городах России для профилактики буллинга среди
школьников», – отметила руководитель центра «Доверие».
Один из филиалов
центра работает со студентами – учащимися 14 вузов и 5 ссузов. Студенты могут
получить бесплатную помощь – в этом году за ней обратились порядка 800 человек.
Консультации
оказываются и более широкому кругу жителей – уже третий год силами сотрудников
центра реализуется проект «Выслушаем», в рамках которого психологи проводят
консультации в парках и скверах города. За помощью к ним может обратиться любой
человек. За 3 месяца такие консультации получили 94 человека.
Специалисты
центра также работают с наркозависимой молодежью, оказывают помощь педагогам
школ и реализуют другие важные проекты.
Вместе с Мэром
центр посетили председатель Комитета по делам детей и молодежи Минтимер Нугманов,
глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Марат Закиров и другие.