Интервью газете «Вечерняя Казань», 23.08.2011, автор Инна Серова
На прошлой неделе Мэр Казани спустился под землю, чтобы встретить тоннелепроходческий комплекс "Айсылу", завершивший проходку левого тоннеля между станциями метро "Заводская" и "Московская". В связи с этим событием "ВК" обратилась к Ильсуру Метшину с вопросами о ближайшем будущем и перспективах казанского метро.
- Ильсур Раисович, почему строительство метро ведется не поступательно - от действующей станции к новым, а наоборот? Ведь станция "Заводская" находится через две от введенной уже в эксплуатацию "Козьей слободы".
- Метростроевцы говорят, что им легче строить, глядя на Кремль. А если серьезно, они как профессионалы определяют технологию строительства, мы им полностью доверяем. По запланированным станциям второй очереди первой линии - "Декабристов", "Московская" и "Заводская" - вопросов нет. Все три будут сданы к лету 2013 года. В итоге мы свяжем два конца города, и от Соцгорода до Горок можно будет доехать всего за полчаса и не зависеть от часа пик, автомобильных пробок.
- А по другим запланированным станциям вопросы есть?
- Да, возникают. Это же живой процесс. Например, раньше планировалось сделать кольцевую линию, которая от станции "Декабристов" проходила бы через Ново-Савиновский и Советский районы и замыкалась на "Дубравной", следующей после "Проспекта Победы".
Однако теперь на улице Декабристов прокладываются пути для трамвая с повышенными скоростными характеристиками. Он будет ходить и до проспекта Ямашева. Будет такая связка между Кировским, Московским и Ново-Савиновским районами. Сразу возник вопрос: зачем этот участок дублировать дорогостоящим метро? Радиальное развитие метро для города более перспективно.
Еще относительно недавно в городе было немало тех, кто скептически относился к востребованности метро. Сейчас их почти не осталось. Во-первых, невооруженным глазом видно, как увеличился пассажирский поток после введения в эксплуатацию станций "Проспект Победы" и "Козья слобода". Когда я начинал работать, мы перевозили в 2005 году 5 - 7 тысяч пассажиров. Сегодня метро перевозит в среднем в сутки около 50 тысяч человек, в пике - до 80 тысяч пассажиров, а с вводом новых станций метро мы будем возить более 200 тысяч человек. А это почти 40% городского пассажиропотока. Так что когда ветка дойдет до Соцгорода, боюсь, в метро станет все-таки тесно.
Да, метро не вошло еще в наши гены, но представить Казань без него уже невозможно. И я знаю, как люди ждут новых станций. Город просто захлебнется без метро.
Во-вторых, эффективность оценивается ведь не только количеством пассажиров и платой за проезд, но и объемом вложений в строительство. В Казани стоимость проходки 1 метра практически вдвое ниже, чем в Москве. У нас она сейчас составляет порядка 350 тысяч рублей.
- На чем экономят метростроевцы?
- Я бы сформулировал вопрос так: за счет чего удается держать такую стоимость? В первую очередь за счет профессионализма и технологической продвинутости. Когда мы встречали "Айсылу", я поймал себя на мысли, что это событие на фоне масштабного строительства, которое идет в городе, воспринимается уже как рутина. А ведь это технологии нового поколения.
- Что теперь?
- Очень напряженный план, нашим метростроевцам предстоит поработать действительно по-стахановски. Теперь после проходки в тоннелях начнут работать путейцы, кабельщики. Уже идут работы по строительству станций "Московская" и "Заводская". Огорожен и готовится к разработке котлован на станции "Декабристов".
Между "Заводской" и "Московской" оба тоннеля пройдены. От "Московской" до "Декабристов" пройдет правый путь, а для проходки левого сейчас монтируется "Сююмбике". "Алтынчеч" ждет открытия котлована на "Декабристов" и где-то через месяц двинется к "Козьей слободе". А параллельно с ней пойдет "Айсылу". Тоннелепроходческие работы на этом участке будут закончены летом будущего года.
- Почему станции метро сдаются с одним-двумя выходами, а остальные вводятся в эксплуатацию лишь спустя несколько лет? Почему перед началом строительства станции "Козья слобода", как, впрочем, и других станций, не было подготовлено ни полноценных объездных путей, ни нормальных дорог для пешеходов? Метростроевцы утверждают, что это следствие экономии, им, дескать, эти работы не профинансировали. Так ли это?
- На это влияют и экономические факторы, и объективные обстоятельства. Например, на проспекте Победы станция открылась с двумя выходами, хотя проект предусматривает четыре. Для строительства недостающих двух требуется перекрыть дорогу, то есть улицу Зорге, точнее перекресток с проспектом Победы - а вы понимаете, какая там транспортная нагрузка. Так вот, мы, зная, что транспортный план Казани предусматривает строительство развязки на этом перекрестке, но двумя годами позже сдачи станции в эксплуатацию, передвинули строительство этих выходов на более поздний срок, когда так и так начнутся масштабные строительные работы на этой улице. Иначе движение по ней было бы затруднено несколько лет подряд.
На "Козьей слободе" тоже четыре выхода преду-смотрено, но, пока не произойдет сбойки тоннеля со стороны станции "Декабристов", а это случится только через год, будут открыты только два выхода. Когда сдавалась станция "Площадь Тукая", на этой улице строился Гранд-отель, рядом "Детский мир" и еще целый ряд зданий. Подземная часть была вся готова, а площадка для выхода - нет. Да, с этим выходом затянули, конечно, но вот уже месяц как он работает.
Что же касается пешеходных дорог, то цена вопроса была - либо ждать до июня и делать все полноценно или сдать в январе и разгрузить целый поток. Не от хорошей жизни это происходит. Одно могу сказать: единственный миллионный город после Москвы, который сдает станции метро, - это Казань. Где-то через не могу, где-то по чуть-чуть, с извинениями перед казанцами за временные неудобства, но сдаем станции. И полгода пассажиры уже пользуются "Козьей слободой".
Экономим, но не останавливаем процесса. Буквально через неделю откроется второй выход с "Козьей слободы" - со стороны Чистопольской. К концу года ставим задачу сдать еще два выхода с "Проспекта Победы".