Стенограмма телепрограммы «Тема» на канале «Эфир» с участием Мэра Казани.
Ведущий Дмитрий Аверкиев: Добрый вечер! Айгуль к нам присоединилась со звонками и сообщениями, которые очень активно поступают. По традиции, если позволите, мы передадим их вам.
Айгуль Низамутдинова: У некоторых есть вообще уникальная возможность дозвониться в прямой эфир по номеру (843)554-22-22. Уважаемые телезрители, звоните и задавайте ваши вопросы Ильсуру Раисовичу.
Д.А.: Ильсур Раисович, прежде чем мы будем подводить итоги года, встреча у нас все-таки предновогодняя, и поговорим о планах на предстоящий год, скажите: для Вас лично как этот год завершается?
Ильсур Метшин: Он был непростой, и в то же время очень насыщенный. Мы по-прежнему боролись с коронавирусом всем миром – не только всей страной, республикой, городом. И если прошлый год был шоковый для всех, когда мы впервые с этим столкнулись, начали в этих условиях жить, то в этом году уже приспособились. И вообще у человека очень высокие адаптивные способности, и мы научились жить, работать, увидели, что это сложно, но можно. Конечно, не прошла адаптация без обострений, пострадала туристическая отрасль, транспортное хозяйство, общественный транспорт в первую очередь, потому что пассажиропоток упал более чем на 25%. Были моменты, когда более чем на 30%. Ну а QR-коды, конечно, ситуацию еще больше усугубили. Но эта мера была необходимой, вынужденной. Я абсолютно понимаю необходимость ее введения.
А.Н.: Ильсур Раисович, введение QR-кодов вызвало неоднозначную реакцию среди жителей Казани, мы видели, как так называемые антиваксеры выходили на улицу. Был пикет возле Мэрии. Как Вы относитесь к этим людям?
И.М.: У меня в отличие от антиваксеров есть статистика и сводка – количество заболевших людей, количество занятых коек и количество тех, кого мы, к сожалению, потеряли. Это как огонь: маленький ребенок к этому огню идет, тянется, а огню все равно, он может его уничтожить. Вот так же и здесь: когда люди принимают решения на уровне страны, республиканского штаба, они владеют цифрами, конкретной ситуацией. И это не эмоции, а прежде всего желание обеспечить безопасность большого количества людей. Конечно, в первую очередь, это старшее поколение.
Ну и послушайте наших медиков. У них тоже есть семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, им тяжелее всех. Тяжело больным, но тяжелее медикам, которые на самом деле в мирное время настоящие герои. Все эти меры направлены на безопасность людей, жителей, поэтому не только с пониманием надо к этому относиться, нужно соблюдать все предписания Роспотребнадзора. Понятно, что всем надоело. Мне надоело: маску надевать, руки мыть, спиртовка в левом кармане, гель в правом кармане. Всем надоело, все мы люди. Но только общими усилиями, общей дисциплиной мы можем победить эту проблему, эту эпидемию в масштабе мира, города, республики.
Д.А.: Ильсур Раисович, с какими результатами Казань встречает Новый год? Что бы Вы выделили за этот год?
И.М.: Главный итог этого года – мы не свернули ни одной социальной программы, которыми принято было каждый год гордиться и которые каждый год наши жители ждали. Начнем с того, что мы построили две новые школы, 8 новых детсадов, отремонтировали 430 дворовых территорий, которые коснулись 120 тыс. жителей Казани. Мы привели в порядок, капитально отремонтировали 167 городских и поселковых улиц. Эти цифры говорят сами за себя.
Много работ по благоустройству проведено: облагородили территорию Чайкового озера около городской больницы №7 и для жителей, и для пациентов больницы. Мы продолжили благоустройство Казанки, сделали два больших объекта – возле парка «Урам», Кировской дамбы и Кремлевской дамбы.
Мы продолжаем строить вторую ветку метро. И практически завершаем ликвидацию аварийного жилья.
А.Н.: Один из масштабных проектов – это Вознесенский тракт. Каждый год принимаем сообщения. Он радует жителей, а с другой стороны, вызывает вопросы, тревогу. Люди переживают, что повторится история Салмачей: все встанут в пробки опять.
И.М.: Во-первых, как Салмачи появились? Мой тезка Ильсур, бывший директор сельскохозяйственного угодья, которое рядом было, знаменитый тем, что играл на баяне, песни пел, потихоньку раздавал земли, по 10 соток. Ни генплана, ни каких-то градостроительных решений – нарезал, продал. За 25 лет вырос огромный жилой массив из индивидуальных домов. И сегодня перед нами стоят вопросы: где построить школу, детский сад? Даже при наличии средств негде построить эти школы. Расширение дорог – это целая проблема.
Вознесенский тракт – это совершенно другое. Во-первых, это запланированная в 1969 Генеральным планом Казани пятая вылетная магистраль. Там подземные пешеходные переходы, развязки, вокруг вся необходимая инфраструктура. Мы видим картинки – даже они впечатляют. Она улучшит ситуацию, транспортную доступность. И, конечно, есть проект планировки, вокруг появятся жилые микрорайоны. Уже сразу с садиками, со школами, с необходимой социальной инфраструктурой. И почти 40 га – территория под благоустройство и озеленение. Шестиполосная дорога, по три полосы в каждом направлении. Ну и потом: это такая периферия раньше была, а сейчас это полуживая промышленная зона в центре города. Поэтому поверьте мне – это будет очень красивый микрорайон с красивой архитектурой. Это будет новый уровень благоустройства, комфорта, безопасности в жизни казанцев.
Д.А.: Надо ведь отметить, что с каждым годом машин становится все больше и больше, и Казань начинает задыхаться в той дорожной сети, которая есть. Насколько мы знаем, это не единственный крупный проект, который удалось запустить в этом году?
И.М.: Во-первых, этот год был рекордным по количеству средств, выделенных и из республиканского и федерального бюджетов, в том числе по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Мы получили почти 15 млрд рублей. Когда-то перед Универсиадой мы мечтали в год тратить на дороги 5,5-6 млрд рублей. Мы продолжаем строительство Большого казанского кольца, в прошлом году мы открыли участок дороги от проспекта Победы в Борисково, это магистраль в честь 100-летия ТАССР. И уже жители Мирного, Борисково чувствуют совершенно другой уровень комфорта, добираясь до города. Сейчас мы работаем на Тихорецкой, Меховщиков. За считанные минуты можно будет доехать от проспекта Победы до Речного порта и от вокзала попасть в центр.
И мы ведем большие работы на Горьковском шоссе. И там очень много обращений в мою интернет-приемную.
А.Н.: И нам пишут, на пробки жалуются.
И.М.: Ну потому что мы растем. Я начинал работать – в Казани было 135 тыс. машин. Сегодня у нас 460 тыс. машин! Это все равно, если в каждой семье каждый член семьи по холодильнику купит – куда его ставить? Поэтому мы работаем опережающими темпами.
При реализации каждого федерального, международного проекта, который мы начиная с Универсиады проводим, мы вкладываемся в нашу транспортную инфраструктуру. И в любом случае, казалось бы, не стоим на месте, но не успеваем за увеличением количества автомашин. При этом по Горьковскому шоссе у нас два пути решения: первый – мы строим дублер дороги.
Д.А.: А вот мы его как раз сейчас видим на экране. Прекрасная на самом деле дорога.
И.М.: Все новые дороги по-своему прекрасны. Первые 6 километров от так называемого эфировского кольца до Храма всех религий мы уже сделали. Следующий этап – от Храма всех религий до М7 – мы проектируем, там много сложностей. Расширять будем Горьковское шоссе до 6 полос. Там подземные и наземные переходы, развязки. Приблизительно 22 млрд рублей стоит проект, это тоже огромные деньги. Тем не менее для жителей, которые сегодня пользуются Горьковским шоссе, новости такие, что мы проектируем и продолжаем проектировать и вылетную магистраль. И на Горьковском шоссе планируем начать реконструкцию, расширение.
Д.А.: Реконструкция что себя включает? Это же не просто смена дорожного полотна…
И.М.: По три полосы в каждую сторону, шестиполосное движение, три большие развязки многоуровневые, три развязки на уровне дороги, несколько подземных пешеходные переходов, то есть без светофоров непрерывность движения обеспечена. В ближайшее время начнем реализовывать, но все будет зависеть от возможностей и федеральной поддержки.
А.Н.: Ильсур Раисович, а какие-то приблизительные сроки есть, когда мы завершим дублер Горьковского шоссе?
И.М.: Мы Горьковское шоссе только начинаем проектировать, как только будет готов проект, на вашем следующем прямом эфире, когда мы придем, сможем об этих планах, цифрах, сроках доложить.
А.Н.: Раз уж заговорили о дорогах, эта тема больше всего волнует людей. Большое казанское кольцо когда замкнется?
И.М.: Мы очень близки к этому. В прошлом году мы сделали большую часть, дошли до Борисково. Сейчас работаем на Тихорецкой и Меховщиков. В следующем году соединим с речным портом, и за какие-то минуты мы из Азино, с Проспекта Победы будем доезжать до речного порта и автовокзала.
Д.А.: Предлагаю продолжить автомобильную тему. Сегодня состоялся первый рейд по установке блокираторов на машины, которые, как правило, паркуются в центре города без номеров.
И.М.: А вы что, сняли?
Д.А.: Конечно, сюжет показали! Казанцы горячо поддержали инициативу. Они разбились на 2 лагеря, кардинально противоположных. Одни говорят, что давно пора было, а другие – что это очередная кормушка для чиновников, чтобы зарабатывать деньги.
И.М.: Культура города в том числе и в этом. Если мы не будем уважать друг друга на лестничной площадке, в автобусе, трамвае, на улице…
Мир придумал до нас все. О какой кормушке может идти речь. Все это не для того, чтобы собрать деньги. Почему мы покупаем снегоуборочные машины? Потому что в Казани снег идет. То же самое здесь. Мы вводим эти ограничительные меры, чтобы вдоль дорог можно было проехать. Пока мы не решили, на каких улицах будет платная парковка. Есть статистические данные, что на 15-18% пропускная способность дорог увеличилась там, где мы ввели платный паркинг. Поэтому это вообще не про сбор денег, штрафов. Это мир придумал, мы просто стараемся вводить то, что придумал мир и то, что работает.
Там, где паркинги эти уже существуют, ситуация по проезду гораздо легче. Нормативная база не позволяла нам это сделать вчера. В машине без номеров нельзя было ездить, а стоять можно было.
Спасибо сотрудникам ГИБДД, нашим правоохранительным органам.
Поэтому давайте друг друга уважать, давайте любить свой город. Чего только не читаешь на просторах интернета. Есть общественный транспорт, есть альтернатива в городе. Наша позиция очень конкретная, мы добьемся того, чтобы люди уважали других автовладельцев. Это мир придумал, мы повторяем лучшие практики в интересах тех же автовладельцев.
А.Н.: Не можем обойти стороной еще одно новшество, которое было в этом году –рекультивация мусорного полигона у Самосырово.
И.М.: Не думаю, что он кому-то запомнился. Кроме жителей Азино, Самосырово, Клыков, Царицыно.
А.Н.: Казанцы интересуются: электростанцию на солнечном полигоне как можно будет построить?
И.М.: Свалка в Самосырово набрала 40 км в высоту за 60 лет. Спасибо нашему президенту. Мы с Рустамом Нургалиевичем еще в 2011 году обратили внимание, когда этот запах на Площади Свободы чувствовался. Сейчас это красивый зеленых холм и, слава богу, это уже история.
Но еще одни нерадивые предприниматели левыми путями, рассказывая сказки еще нашему первому президенту, как они красиво сделают, набрали миллион тонн мусора. Это компания КЭК. Сегодня мы занимаемся рекультивацией. Выделен почти миллиард рублей. Первый опыт в Поволжье извлечения газа, электростанция, поэтому это тоже достаточно большая и серьезная работа. В том числе для жителей близлежащих деревень и наших городских поселков, того же Самосырово, Клыки, Царицыно, Азино. Будет второй зеленый холм. Мы там серьезную работу проделали.
Звонок: Добрый вечер, Ильсур Раисович! Живем на проспекте Ямашева, буквально под окнами – провал на канализации. Почему так долго идут восстановительные работы и почему вообще так часто происходят прорывы на сетях?
И.М.: Спасибо за вопрос! Долго, потому что восстановление провала на канализационном коллекторе – это такая серьезная, очень сложная операция. Глубина залегания коллекторов составляет от 5 до 8 метров. Жизнь ни в одном доме остановить невозможно, в том числе пользование канализацией, поэтому перепускаются канализационные потоки, и все это делается в то время, когда вокруг ходят троллейбусы, трамваи и так далее. Для того чтобы не оставлять людей без туалетов, ванных и душевых, строится временная схема отвода стоков. В целом мы – тысячелетний город, и у нас до сих пор есть канализационные коллекторы, которые построили до и после войны, мы их эксплуатируем.
Плюс, конечно, мы знаем из рекламы, как хорошо моющие средства очищают посуду, любые сковородки, даже после жареной картошки. И вот так же они разъедают сети. Поэтому нам нужны серьезные средства. А средств у «Водоканала» нет, федеральных программ нет. Живем на мощности того, что закладывал Советский Союз. К сожалению, его 30 лет нет, и федеральной программы нет. Аналогичная ситуация во всех российских городах, но мы продолжаем работу.
Что касается аварии на проспекте Ямашева, к сожалению, как само жилье, построенное в том числе по программе ликвидации ветхого жилья, так и сети там оставляют желать лучшего.
Но людям это неинтересно. Им интересно, когда мы эти аварии устраним и построим новые сети.
Д.А.: Есть уже сегодня какое-то решение?
И.М: Во-первых, мы бьемся за участие во всех федеральных проектах. Например, биологические очистные сооружения – «Водоканал» получил финансирование в размере почти 6,7 млрд рублей. Через какое-то время мы уже будем возвращать питьевую воду чище, чем берем ее из самой Волги. То есть вот такие современные технологии.
И улучшится не только чистота воды. Сегодня мы очищаем 450 тыс. кубометров, а мощность увеличится до 650 тыс. То есть 200 тыс. кубометров – это запас для строительства новых жилых микрорайонов.
Д.А.: Давайте еще один звонок, люди очень хотят задать вопросы. Добрый день!
Звонок: Добрый вечер, Ильсур Раисович! Меня зовут Алина. Знаю, что стали уделять внимание проблеме инвалидов. Я слежу за этой темой по личной причине, скажем так, и слышала, что хотели открыть центр для таких детей в школе №49. Хотелось бы узнать, когда он откроется.
И.М: Да, спасибо вам за вопрос! Действительно, в школе №49 такой центр на сегодняшний день реализуется. Идея пришла после встречи с нашими мамами, которые имеют детей с проблемами здоровья. Буквально на прошлом деловом понедельнике мы разговаривали с главой администрации района – поступает оборудование, и буквально после Нового года мы уже откроемся.
Наши планы – больше. На территории школы №49 мы собираемся построить открытый спортивный комплекс. Там будет и футбольная площадка, и беговая дорожка, и соответствующее оборудование. Большие планы. Кружок робототехники будет внутри центра.
Д.А.: Инклюзивность – вообще очень непростая тема.
И.М: Мы только 5 лет назад обратились к этой теме, как раз на сегодняшний день эту проблему серьезно обсуждаем. В центре «Ярдэм» новый спортивный комплекс будет сдан в январе, на этой части Казанки. На той части, на Горках, мы собираемся построить такой центр в гимназии №78.
В целом эту проблему мы всей страной начали решать, как только начали обсуждать доступную среду.
Проблема инклюзивного образования гораздо шире. У нас 5300 детей, из них 2 тысячи сейчас обучаются в наших школах. Социализация – это не дистанционное обучение, не приход преподавателя на дом. Мы 15 спортивных комплексов сделали доступными для таких детей. Но кроме оборудования, возможности заниматься в бассейнах, спорткомплексах, кружках, большая проблема – подготовка педагогических кадров. Это следующий этап, которому мы должны уделить внимание.
А в целом мы хотим, чтобы Казань стала в плане инклюзивного образования не просто продвинутой, а отвечала бы мировым стандартам. Мамы, родители, родственники, а самое главное, дети и подростки, очень нуждаются.
Д.А.: Еще одна тема. Сегодня вы были в «Зооцентре»…
И.М.: Казань опять первой взяла на себя в отсутствие нормальной федеральной нормативной базы решение вопроса безнадзорных животных.
Сегодня я посетил «Зооцентр», посмотрел, как там идут работы, поговорил с зоозащитниками. Не мэр этих безнадзорных животных, и не мои замы выкидывают, а мы, казанцы, все вместе. Это большая тема, которую мы хотим решить вместе, решать ее нужно сообща.
Сегодня, посещая «Зооцентр», мы увидели практики. К сожалению, отлов, стерилизация и возвращение собак опять в город проблему не решает. Есть масса вопросов, по которым, еще раз говорю, отсутствует нормативная база. Поэтому мы эту дорогу пройдем, и, я уверен, добьемся на этой ниве результатов.
Д.А.: Давайте бороться с этим стереотипом!
И.М.: И на этой мажорной ноте о хорошем – Новом годе. Безусловно, новогодняя программа большая. В этом году мы сделали программу из 160 мероприятий, чтобы не все ездили в центр. Центральная новогодняя елка откроется 24 декабря, я приглашаю Вас, уважаемые казанцы! Следующие елочные городки откроются в воскресенье, понедельник. В целом мы планируем большое количество мероприятий. К сожалению, гостей не так много. Наши гостиницы заполнены только на 60%. А в целом мы постарались создать новогоднее настроение. Для наших детишек, для наших гостей, для всех.
С наступающим Новым годом! Чтобы Новый год принес нам новые радости! Чтобы мы берегли друг друга, уважали, любили, трудились, потому что только наш совместный труд может привести в светлое завтра! Мы очень стараемся, чтобы наш город соответствовал высокому званию столицы Республики Татарстан. И то, что он хорошеет с каждым днем, это ваша заслуга, дорогие наши казанцы, дорогие ветераны, которые вложили, трудясь каждый на своем месте, все, свою молодость. Поэтому мы верим в то, что 2022 год будет счастливым, благополучным, и мы все будем живы и здоровы!
Д.А.: Спасибо за теплые слова!